683001, г. Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская, д.14, эл. почта: duma@pkgo.ru, тел.: 302-580 (2450), факс.: 42-52-29

Ирина Рыкова: «Самое главное – воспитать из ребёнка человека, а оценки – это просто цифры»

23.03.2020

Так совпало, что с депутатом Городской Думы Ириной Васильевной Рыковой мне довелось пообщаться задолго до написания этого материала. В перерывах между рабочей суетой она задержалась в кабинете информационного отдела Городской Думы и разговор завязался сам собой. И хотя наше общение длилось не более пяти минут, все это время я жадно ловила каждое её слово. Говорили о детях, о том, как их надо воспитывать, как с ними нужно общаться и строить отношения. Именно эта тема – тема детского воспитания стала ключевой в нашем общении при подготовке материала для рубрики «Дума без галстука».

- Ирина Васильевна, расскажите о своем детстве?
- Родилась и выросла я в Петропавловске, в районе СРВ. Родители мои были простыми рабочими: мама работала в поликлинике, папа трудился на судоверфи. В семье нас трое детей, я – самая младшая. Родители много работали, поэтому моим воспитанием фактически занимались старшие брат и сестра. Тем более разница в возрасте между нами приличная – 12 и 13 лет, они погодки. И хотя они старались воспитывать меня в строгости и часто наказывали, все же большую часть времени я проводила на улице с друзьями.

- Родителей радовали школьными отметками?
- Радовала, но не всегда. Училась я в средней школе № 3, которая располагалась в двух шагах от дома. В те годы отношение государства к школе и к учителям было другое, а главное, дети ходили в школу с удовольствием. Моя школа стала для меня без преувеличения родным домом, с которым мне не хотелось расставаться. Поэтому окончив её, я поступила в педагогическое училище на учителя младших классов. Возможно, на выбор будущей профессии повлиял еще и тот факт, что в детстве мы с друзьями часто играли в школу: собирались у меня дома, рассаживались как в школьном классе по местам. Во время игр я максимально копировала свою первую учительницу – старалась аккуратно заполнять школьные журналы, ставила «ученикам» – своим же друзьям отметки. Мне это очень нравилось.

- Значит в Вашем случае выбор профессии – это не случайность?
- Выбор профессии нет, а вот поступление в педагогическое училище можно назвать случайностью. По окончании школы мама сильно заболела, и я решила пойти работать, чтобы помогать ей финансово. В тот день, когда я ехала устраиваться на работу, я встретила в автобусе подруг, которые ехали поступать в педагогическое училище. Они уговорили меня присоединиться к ним и вместе сдать вступительные экзамены. Так я поступила на учителя младших классов и отучившись два года, вернулась в родную школу уже преподавателем. 


 Фото 7.jpg


- Легко ли давалась работа с детьми?
- Работать было сложно, особенно первые три года, когда я каждое лето предпринимала попытки сменить работу. Классы тогда были большие, по 45 человек. Тем более, что каждый год мне как молодому специалисту давали выпускной третий класс, работать с которым очень ответственно. Третий класс – это по сути переход в среднее звено, и дети должны быть максимально подготовлены по всем предметам. Эта задача ложится на плечи педагога и с ней нужно было справляться. Второй момент – чисто психологический, учителя относились ко мне не как к своей коллеге, а как к своей ученице – ведь я пришла работать в школу, в которой училась сама. Меня часто не воспринимали всерьёз и по этой причине возникали разного рода недопонимания.

- Вы помните свой первый класс?
- Да, помню очень хорошо. Многих помню по именам, с некоторыми видимся и общаемся до сих пор. Дети некоторых моих первых учеников учатся сейчас в одном классе с моей младшей дочерью. Тем более все живем рядом, в одном районе. Первый класс – это мой первый педагогический опыт, в котором лично мне очень не хватало знаний. Наш набор в педагогическом училище был экспериментальный, и обучение вместо четырёх лет длилось всего два года. Поэтому окончив училище, через год я поступила на заочное отделение в педагогический институт г. Комсомольска – на – Амуре, чтобы получить высшее образование. Однако вскоре вышла замуж и родила ребенка, поэтому образовательный процесс у меня временно приостановился. Позже в нашем педагогическом институте открыли школьное отделение, куда я успешно перевелась и диплом о высшем образовании получала уже там.


Фото 13.jpg

- Сколько лет исполнилось Вашей дочери, когда Вы вернулись к работе?
- Я достаточно быстро вернулась в строй - старшей дочери Ольге был год и три месяца. Я не могла долго сидеть дома, мне нечем было себя занять кроме ребенка, а хотелось быть полезной обществу. Это стремление сохранилось у меня до сих пор - мне важно быть нужной людям. В своей родной школе я проработала 20 лет, и все эти годы в должности учителя начальных классов. Я уже и не вспомню сколько выпусков было за это время. Наверное, очень много. Но моя работа всегда была мне в радость. 


- Что по вашему мнению, самое главное в профессии учителя?
- Самое главное, он должен любить свою работу и любить детей. Этому невозможно научиться: это либо есть в человеке, либо нет. И это видно с первого взгляда, по крайней мере мне: по поведению с детьми, по общению с ними. Есть такие преподаватели, мы их называем «урокодателями», а есть педагоги, которые в свою работу вкладывают душу. Возможно, это звучит странно, но я считаю, что учитель в первую очередь должен воспитать из ребенка человека. Пусть ребенок учится на тройки, но он должен быть воспитанным, внимательным и неравнодушным к чужому горю. Это важнее отметок. Раньше дети были другими: веселыми, шумными, озорными и любознательными. Современные дети, как правило, замкнутые, с большим чувством страха. Они боятся всего: плохих отметок, гнева родителей, бояться быть наказанными.

Фото 5.jpg

- В чём по Вашему мнению кроется причина этих изменений?
- В современном обществе и современных родителях. Сейчас родители думают, что купив ребенку дорогой гаджет, красивую и модную одежду, они таким образом заменили ему воспитание. Это неправильно. Воспитание – это прежде всего общение, родители и ребенок должны разговаривать, вместе решать возникающие проблемы, вместе проводить время. Даже чтение должно быть вслух. Несколько дней назад было родительское собрание, на котором я напоминала родителям, что минимум раз в неделю они должны читать со своими детьми книжки. Общение – главный фактор воспитания. Вместе читать, вместе смотреть фильмы, ходить в кино, гулять. Сегодня большинство детей не знают сказку «Морозко» - меня это, признаться, шокирует. 


- Но многие родители скажут, что у них не всегда хватает времени на совместный досуг. Есть работа, домашние дела, как всё успеть?
- На детей нужно находить время всегда. Я сама мама троих дочерей, при этом являюсь директором школы, да и от домашних забот меня никто не избавлял. Но есть правила, которым я стараюсь следовать всегда. Во-первых, совместные ужины всей семьей. Очень хорошая традиция, когда члены семьи ждут друг друга. За большим столом можно обсудить очень много вопросов: узнать, как у ребенка прошел день, какое у него настроение, с кем он поссорился и с кем помирился. Когда в семье есть такие традиции, то и отношения в семье будут более доверительными и близкими. На самом деле это не займет много времени – раз в неделю почитать с ребенком книжку, сделать какую-то поделку, просто вместе погулять перед сном. Мне и самой катастрофически не хватает времени. Я, например, два раза в неделю хожу в бассейн и раньше моя дочь ходила вместе со мной. Теперь у неё другие интересы, она занимается танцами. Но всегда после бассейна и её занятий мы созваниваемся и едем домой вместе, чтобы по пути поделиться новостями, что-то обсудить.

Фото 3.jpg

- Вы всегда были такой внимательной мамой?
- К сожалению, нет, мои дети научили меня этому. Старшую дочь я воспитывала в спартанских условиях, она рано пошла в детский сад, была достаточно самостоятельной девочкой, пока я была полностью погружена в работу. Аналогичная ситуация сложилась у меня со средней дочерью. Я никогда не забуду случай, когда она, будучи школьницей, попросила меня проверить домашнее задание, когда я возилась со школьными тетрадками. А я вместо этого отмахнулась от неё со словами, что неужели ты не видишь, что я занята, у меня в классе 40 детей и надо проверить все тетради. Моя дочь грустно посмотрела на меня и сказала: «У тебя двое детей – я и моя сестра. А эти дети (и показала на тетради) – это не твои дети, это чужие дети». Эту фразу я запомнила на всю жизнь. Позднее моя средняя дочь не раз признавалась мне, что в детстве ей очень меня не хватало, что я была очень нужна ей. Этот урок я усвоила на всю жизнь, поэтому с младшей дочерью, которой сейчас 18 лет, я старалась и стараюсь до сих быть вместе как можно чаще. Она для меня и дочь и подруга, может рассказать мне всё.

- Многие родители жалуются, что школа перестала учить детей, и всё больше в образовательный процесс вовлекаются родители. Вы с этим согласны?
- Согласно Федеральному закону «Об образовании», ответственность за образование своих детей несут родители, а школа оказывает образовательные услуги (хотя мне жутко не нравится эта формулировка). Другой вопрос насколько качественно она эти услуги оказывает. Задача родителей – помогать ребёнку в обучении, например, в работе над проектом по заданной теме. Но ни в коем случае не делать за ребёнка домашнее задание. Если ребёнку тяжело дается какой-то предмет, он плохо усваивает материал, то это вопрос прежде всего к преподавателю, к качеству его работы. По мне, так главным для родителей должны быть не отметки, а чтобы их ребёнок вырос человеком. Можно быть отличником, но пройти на улице мимо упавшей и разбившей коленку одноклассницы. А можно быть троечником, и в аналогичной ситуации подойти и предложить помощь. Во что самое главное.


Фото 12.jpg

- Несколько непривычно слышать от директора школы подобные высказывания…
- Я понимаю, но отметки действительно не самое главное. Отметки – это по сути цифра за определённый уровень знаний. Безусловно, школа должна работать на качество образования. Но если у ребёнка проблемы дома, если у него папа и мама поругались, а он чувствует за собой вину (а дети всегда винят в подобных ситуациях именно себя), он не будет учиться на «четыре» и «пять». Поэтому очень важно, чтобы родители говорили своим детям, что они любят их независимо от отметок. Современные родители не понимают, что чем больше они вкладывают в ребёнка не материального, а морального, тем больше будет отдача, ребёнок сам будет стараться хорошо учиться. 


- Вы являетесь директором средней школы № 5. Насколько легко Вы принимаете и применяете в своей работе все те новшества, которые в последние годы внедряют в образовательный процесс?
- Я абсолютно спокойно отношусь ко всем нововведениям. Школа – это живой организм, она должна развиваться и образование должно идти в ногу со временем. Я уверена, что все новые стандарты и ГОСы необходимы для обучения современного поколения. У нас маленькая домашняя школа, и пока я не стала её директором, здесь были традиции классической советской школы. Это неплохо, но был страх всего нового, любые нововведения воспринимались с опаской. Став директором, я не начала жестко ломать эту систему. Я присмотрелась к коллективу, нашла среди них лидеров, назначила их своими заместителями и работать стало комфортно и легко. Я очень требовательна к себе, поэтому требовательно отношусь и к другим. Говоря о коллегах, самое главное для меня – качественное выполнение ими своих должностных обязанностей, чтобы не было срыва образовательного процесса.

Фото 9.jpg

У вас три дочери? Расскажите о них подробнее, какие они?
- Да, у меня три дочери и все они очень разные. Старшая, как в известном фильме, умница, красавица, активистка и спортсменка. В детстве постоянно посещала различные кружки и дополнительные секции, училась на «отлично». После восьмого класса переехала в Москву, получила высшее образование и живет там до сих пор. Средняя дочь - личность творческая, сочиняет стихи, пишет музыку, хорошо рисует. Все детство хотела быть стюардессой, а сейчас живет в Санкт-Петербурге, работает в «Пулково» в отделе досмотра. Младшая дочь – девочка домашняя, она любит уют и комфорт, ей нравится быть дома. Раньше мы больше проводили времени вместе - ходили в кино, на каток, в Роллердром. Сейчас любим посидеть вместе, выпить чай, поговорить. Ей интересна сфера творчества и искусства, и себя она видит исключительно в этой сфере. Никто из моих дочерей не захотел стать учителем. Наверное, потому что видели, как много это занимает времени и сил.

- В Вашей жизни был период, когда Вы возглавляли детский загородный лагерь «Алые паруса». Так и хочется спросить, какими ветрами Вас туда занесло?
- Занесло меня туда в 1997 году, в один из самых сложных периодов моей жизни. Долго и тяжело умирала мама, и я практически умирала вместе с ней. Мой жизненный потенциал был на нуле, абсолютно не хотелось жить. От моего знакомого поступило предложение поработать в детском загородном лагере воспитателем. Я взяла детей и поехала, и эти 10-12 дней зимней смены буквально вернули меня к жизни. Я поняла, что я могу быть полезна, что я нужна своим детям и что, самое главное, умирать мне еще очень и очень рано. Весной меня снова пригласили поработать, летом предложили должность заместителя директора лагеря, а спустя три года назначили директором. В этой должности я проработала много лет. 


Фото 14.jpg

- Как Вы проводите свободное время? У Вас оно вообще бывает?
- Бывает, но совсем немного. Я люблю бассейн, люблю кататься на лыжах и коньках. Люблю свою собаку, которая сейчас живет на даче с мужем. Каждые выходные, когда я приезжаю, мы обязательно много гуляем. Мой супруг – рыбак и охотник и собаку он воспитывает строго, можно сказать держит в «ежовых рукавицах». Но как только приезжаю я, мы забываем про команды, я даю возможность своей собаке максимально расслабиться. Люблю находиться на даче, но не люблю возиться на грядках. Выращиваю исключительно цветы и исключительно однолетние, чтобы создавать красоту вокруг себя. 


- Как Вы стали депутатом?
- Я стала депутатом, находясь в отпуске по уходу за ребенком. Сначала я работала агитатором на избирательной кампании, вместе с мужем разносила листовки по квартирам. Мое рвение заметили и предложили возглавить предвыборный штаб. Позже поступило предложение от одного из депутатов стать его помощником, и я согласилась. А почему нет? Это кстати, моя отрицательная черта, про которую мне часто говорит супруг – я не могу отказать, когда просят о помощи, не могу сказать «нет». Сразу отвечаю: «Да, хорошо», не оценив объективно свои возможности. И когда меня попросили выдвинуть свою кандидатуру на выборах, я тоже согласилась. Признаться, не ожидала, что меня изберут горожане. А в итоге я депутат уже второй срок подряд.

Фото 4.jpg

- Что Вам даёт работа депутатом?
- Даёт возможность помогать людям. Хочется, чтобы они знали, что не всё так плохо в жизни, не всё измеряется деньгами и хорошими отношениями. Я считаю, что самый важный результат для депутата – это благодарность людей, когда они приходят и искренне говорят «спасибо». Помогать людям не сложно, тем более далеко не всегда эта помощь выражается в чем-то глобальном. Мне хочется быть полезной людям, чувствовать себя нужной им. Для меня это самое важное.

- Спасибо за интересную беседу!