Память Михаила Стукалина увековечили в Петропавловске-Камчатском

13.10.2022
Память Михаила Стукалина увековечили в Петропавловске-Камчатском

Торжественное открытие памятного знака капитану Михаилу Васильевичу Стукалину состоялось сегодня, 13 октября. Событие прошло в рамках фестиваля «Камчатка рыбацкая» и было приурочено к 195-летию Гидрографической службы Российского флота.

Памятный знак капитану установили на фасаде здания по ул. Ключевская, 56:

«В этом доме в 1958-1961 гг. жил капитан 2-го ранга, военный гидрограф, кавалер трёх орденов Красной Звезды Михаил Васильевич Стукалин (1901-1961). В годы Второй мировой войны он возглавлял лоцманскую службу Петропавловской военно-морской базы Тихоокеанского флота. Военные лоцманы под его руководством выполнили без потерь свыше пяти тысяч проводок судов и кораблей всех типов через минные поля, выставленные на подходе к Петропавловску-Камчатскому для его защиты», – повествует гравировка на памятной доске.

Работы по созданию эскиза мемориальной доски и рамы для неё провёл директор Детской художественной школы Петропавловска-Камчатского, член Союза художников России Иван Царьков.

В церемонии открытия приняли участие представители Законодательного собрания региона, председатель Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Андрей Лиманов и депутаты ГорДумы.

«Память о достойных людях, сделавших всё возможное, а подчас и невозможное для защиты своей Родины, должна навсегда оставаться в наших сердцах. Михаил Васильевич Стукалин был именно таким человеком – сильным, мужественным защитником Отечества. Поэтому Городская Дума поддержала инициативу депутата Законодательного собрания Владимира Агеева и приняла решение об установке этого памятного знака», – сказал Андрей Лиманов.

С приветственными словами к собравшимся обратились депутат Законодательного собрания Камчатского края Владимир Агеев, командир гидрографической группы экспедиции гидрографического отряда 52 района Гидрографической службы Даниил Ермолов, председатель Камчатского краевого отделения Русского географического общества Алексей Токранов.

На мероприятии также присутствовала Галина Владимировна Бооль – она лично знала Михаила Васильевича. Именно Галина Владимировна предложила депутатам увековечить память Стукалина. Она поделилась с участниками мероприятия своими воспоминаниями и поблагодарила всех, кто принимал участие в деле увековечивания памяти капитана.

Примечательно, что мемориальная доска Михаилу Васильевичу Стукалину расположена рядом с учебным корпусом Камчатского государственного технического университета, который сегодня отмечает 80-летний юбилей. Здесь обучаются курсанты, которым вскоре предстоит бороздить морские просторы, и им есть на кого равняться, кем гордиться.

В завершении мероприятия присутствующие, среди которых были и курсанты КГТУ, возложили цветы к отрытому памятному знаку.  

Добавим, что содействие в создании памятного знака оказали сенатор Российской Федерации Валерий Пономарёв и депутат Законодательного собрания Камчатского края Евгений Новосёлов.

Справка:

Михаил Васильевич Стукалин родился в 1901 г. в крестьянской семье в селе Быково Николаевского уезда Астраханской губернии. Родители стремились оторвать первенца от нелёгкой крестьянской жизни, дать ему образование и «вывести в люди».

В 1919 г. Михаил стал студентом естественно-географического отделения физико-математического факультета. В мае 1920 г., окончив два курса, он добровольцем пошёл служить на флот, получил специальную штурманскую и гидрографическую подготовку.

Пройдя насыщенный служебный путь, в 1926 году он стал вахтенным начальником сторожевика «Красный вымпел» Отдельной Дальневосточной флотилии. Этот корабль под названием «Адмирал Завойко» изначально строился как разъездное судно для камчатского губернатора. В 1928 г. Михаил Стукалин был «уволен в долгосрочный отпуск» – так значится в его учётной карточке. После увольнения, по сути, в запас, остался на Дальнем Востоке. В 1937 году переехал в Петропавловск, где стал начальником морского порта.

В июле 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, он вновь был призван и «мобилизован» на флот. Теперь Михаил Васильевич, которому было присвоено звание капитан-лейтенанта, стал командиром дивизиона тральщиков Петропавловской военно-морской базы (ПВМБ) Тихоокеанского флота.

С 4 мая 1943 г. он – начальник военно-лоцманского пункта гидрорайона ПВМБ ТОФ. Так официально звучала его должность, которую мы сейчас произносим как «главный лоцман Камчатки в годы Второй мировой войны» и под которой он вошёл в историю Камчатки.

С началом войны хозяйственная значимость нашего полуострова в жизни страны резко выросла. Камчатка стала одним из основных рыбных цехов СССР, вылов сырца здесь с 1940 г. к 1945 г. вырос более чем вдвое.

Петропавловск оказался единственной из всех дальневосточных гаваней, имевших непосредственный выход к североамериканскому побережью. Поэтому с началом войны наш порт играл роль не только перевалочного пункта, но и базы снабжения пароходов, выполнявших рейсы по маршрутам Владивосток – Петропавловск – порты США и Канады. Он принимал суда не только со снабжением, предназначенным Камчатской области и её рыбной промышленности, но и со стратегическими транзитными грузами, шедшими из-за границы в другие порты. Зимой они накапливались в Петропавловске, затем перегружались на суда и следовали во Владивосток и Николаевск-на-Амуре.

Военно-лоцманский пункт размещался на подходе к Петропавловску в юго-западной части Авачинского залива в бухте Ахомтен (так по-ительменски она называлась до 1952 г., сейчас известна под именем Русская). Бухта издавна служила морякам удобным местом укрытия от штормов.

В годы войны в бухту заходили суда, следовавшие в Петропавловск. В отдельные дни здесь их собиралось до двух десятков. Задача военных лоцманов: подняться на борт одного из подошедших пароходов, собрать караван из нескольких судов и, следуя первым, провести его кильватерной колонной лишь им известным «секретным фарватером», минуя зоны минных заграждений, в Петропавловск. Оттуда вывести другое судно или несколько, вернуться назад, за тем, чтобы повторить описанное ещё множество раз. Организацией этой важной и опасной работы и занимался капитан-лейтенант Михаил Васильевич Стукалин с середины 1943 г. по 18 октября 1945 г.

Под его руководством было выполнено более пяти тысяч таких проводок. Ежемесячно в Петропавловск и обратно следовало до трёхсот советских судов.

За время службы Михаил Стукалин был награждён тремя орденами Красной Звезды. Два получил в 1945 г. Оба – за успешное выполнение особого правительственного задания по обеспечению лоцманских проводок. Третья Красная Звезда вручена в 1948 г. Кроме этого, отмечен орденом Красного Знамени (1956), медалями «За боевые заслуги» (1943), «За победу над Японией» (1946), «XXX лет Советской Армии и Флота» (1948) и «За освобождение Кореи» (1948).