Рамазан Гусейнов: «Петропавловск надо любить и беречь, как родное дитя»

03.11.2020

     Абсолютное большинство депутатов Городской Думы родились и выросли в Петропавловске. Не исключено, что это обстоятельно играет не последнюю роль в искреннем желании народных избранников заботиться и улучшать жизнь родного города. Но так ли важно в этом стремлении место рождения и может ли человек, приехавший на Камчатку издалека, полюбить этот край всей душой? Или желание заботиться о доме – это вопрос воспитания и моральных принципов? Эти и многие другие вопросы мы затронули в разговоре с очередным героем нашей постоянной рубрики «Дума без галстука» - депутатом Городской Думы Петропавловска по седьмому избирательному округу Рамазаном Гусейновым. 


    - Вы родились и выросли в Азербайджане. Какая атмосфера окружала Вас в детстве?
   - Родился я в горном районе Азербайджана, в крестьянской семье, где был десятым ребенком из двенадцати детей. Отец работал пастухом в совхозе, маму я почти не помню – ее не стало, когда я был совсем маленьким. Свое детство вспоминаю с искренней ностальгией, потому что все, что нас окружало тогда, было настоящим: удивительная по красоте природа, искренние и доброжелательные люди, свое хозяйство. Это особая атмосфера, по которой я часто скучаю. Но самым главным было воспитание, которое я получил в своей семье. Уважение к старшим, забота друг о друге – эти основы мы впитывали с малых лет. Будучи маленьким ребенком, я уже думал о том, что могу сделать полезного для своих старших сестер и братьев, как проявить свою заботу. И все, что я делал для них, я делал с удовольствием, как и они по отношению ко мне.
    В Азербайджане сильны народные традиции, особый уклад жизни, который сохранился по сей день. Это совместные ужины, когда за большим столом собирается вся семья. Важное значение имеют отношения с соседями, которые строятся на абсолютном доверии. Поэтому двери домов как правило бывают открыты, а в автомобилях часто оставляют ключи. Там люди стараются помогать друг другу, даже если не знакомы лично. 

рам 7.jpg


     - Помимо помощи по хозяйству оставалось время на детские увлечения?
    - Конечно, оставалось, мы в горах умудрялись в футбол играть. Поэтому, иногда когда отец звал меня помогать в огороде, я специально делал что-то неправильно, чтобы он меня выгнал, и я мог присоединиться к друзьям. Мы делали себе шайбы и клюшки из веток, гоняли на траве в хоккей. Если честно, то несмотря на всю эту романтику, каждый ребенок там мечтает получить аттестат и уехать в город, чтобы учиться дальше, реализовать себя. 


     - Ваша мечта о жизни в большом городе сбылась?
   - Да, сбылась, но не в Азербайджане, как хотелось, а на Камчатке, и я не жалею об этом. Так сложилось, что на Камчатку по распределению направили одного из моих старших братьев, спустя несколько лет по такой же причине на полуостров попал второй старший брат. В 1992 году я приехал к ним в гости и около месяца жил в районе поселка Озерная. Когда я увидел, как зимой трактор прокладывает узкую колею среди многометровых сугробов, я подумал, что Камчатка точно не для меня и улетел в Красноярск. Спустя некоторое время я вновь прилетел на полуостров и остался здесь на всю жизнь. 


     - Как встретила Вас суровая Камчатка?
   - Встретила очень хорошо, камчатская природа удивительна и с каждым годом она затягивает все больше. Когда я прилетел на Камчатку три моих старших брата уже работали здесь: один служил в милиции, второй ходил в моря, а третий начинал собственный бизнес. Я пошел своим путем, потому что у меня была мечта – я с детства хотел быть следователем, расследовать преступления и искать преступников. Поэтому почти сразу по прилету я поступил в ДВГУ на юридический факультет и спустя шесть лет получил диплом юриста. Но так сложилось, что в следственные органы меня не взяли, и по совету знакомого я решил попробовать себя в адвокатуре. В этой профессии я уже более 20 лет и ни разу не пожалел о своем выборе, я искренне люблю свою работу, она приносит мне огромное удовольствие. 

рам 3.jpg


     - Что по Вашему мнению самое главное в работе адвоката?
    - Главное для адвоката – быть предельно честным со своим клиентом. Я занимаюсь уголовными делами и знаю по личному опыту насколько важно доверие между адвокатом и подзащитным. Адвокат должен уметь расположить к себе клиента настолько, чтобы тот рассказал ему как можно больше о произошедшем: что случилось, когда и при каких обстоятельствах. В этом отношении работу защитника можно сравнить с работой врача: ведь чем подробнее пациент расскажет о симптомах, тем более точным будет диагноз и эффективным лечение. Также и в адвокатуре – невозможно выстроить четкую линию защиты не зная всех обстоятельств произошедшего. 


   - Помните ли свое первое дело?
   - Помню очень хорошо, это был 2000 год, жителя Петропавловска судили за разбой. Когда я выступал с речью в судебных прениях по этому делу, я так сильно давил руками на стоявший рядом стол, что у меня потом пальцы неделю болели, настолько сильно я нервничал и переживал. Кстати судья, выносивший приговор, работает в судебной системе Камчатки до сих пор. Тогда суд назначил моему подзащитному наказание ниже низшего предела: статья предусматривала лишение свободы на срок от 7 до 11 лет, а приговором суда ему назначили 3 года. И так совпало, что благодаря действию амнистии моего клиента освободили от отбывания наказания и выпустили прямо в зале суда. 


   - Переживания за своих клиентов не мешают Вам в работе? И возможно ли будучи адвокатом совершенно не переживать за своих подзащитных?
    - Нет, невозможно, по крайней мере для меня. Я волнуюсь и переживаю за каждое дело. Особенно, если человеку грозит наказание в виде длительного лишения свободы, на срок от 7 лет и больше. Как правило, такие длительные сроки назначают за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Но ситуации бывают разные: где-то человек совершил преступление осознанно, где-то вмешались обстоятельства, сыгравшие в итоге роковую роль. Виновный понесет наказание в любом случае, оно неотвратимо. Но я как защитник, стараюсь максимально смягчить его, насколько это позволяет закон и имеющиеся в деле доказательства.

рам 2.jpg


   - С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в своей работе?
   - Я общаюсь с большим количеством людей и знаю не понаслышке про «человеческий фактор». Невозможно знать заранее, с кем придется работать, насколько человек профессиональный и ответственный. К сожалению, некоторые относятся к своим обязанностям халатно и непрофессионально. В моей практике было дело, когда местного жителя обвиняли в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Одним из доказательств, положенных в основу обвинения, стало заключение судебного эксперта, который написал, что причиной смерти потерпевшего стал удар в живот, от которого у потерпевшего лопнул желудок.
   Эксперт указал, что в стенке желудка обнаружена трещина длиной 12 сантиметров, но при этом содержимое желудка в брюшной полости он не нашел. Прочитав заключение, мы сразу заметили это противоречие. Мы с коллегами писали письма, обращались в прокуратуру, пытались обратить внимание, но безрезультатно – следователь упорно не хотел замечать очевидный факт. И только когда дело передали новому следователю, тот сразу заметил нестыковку. Было принято решение допросить эксперта, проводившего вскрытие, и тот пояснил, что при составлении заключения он забыл поставить запятую между цифрами, и реальный размер трещины был не 12, а 1,2 см. Позже выяснилось, что потерпевший недавно приехал на Камчатку и после употребления местных «деликатесов» - юколы и чаги у него открылась язва желудка, которая и привела к трагическим последствиям. И конфликт с моим подзащитным не имел к ним никакого отношения. 


     - Есть ли уголовные дела, за которые Вы не беретесь принципиально?
    - Моя специализация – это тяжкие преступления: убийства, причинение вреда здоровью, наркотики. Попадаются и должностные преступления, часто обращаются за помощью по административным делам. Не буду скрывать, есть такие уголовные дела, которые мне как человеку особенно неприятны. Это ситуации, когда люди поднимают руку на беззащитных или крадут чужое имущество, чтобы решить свои финансовые проблемы. Такое поведение противоречит моему воспитанию, мне непонятно, как такое можно совершить. Но как бы я ни относился, я стараюсь профессионально выполнять свою работу и прикладываю максимум усилий, чтобы помочь своему клиенту. Единственное, я не защищаю обвиняемых в совершении преступлений против половой неприкосновенности, для меня это табу. 


     - Вы успешно совмещаете адвокатскую деятельность и работу в общественных организациях. Расскажите о них подробнее, чем они занимаются?
    - Я являюсь председателем Совета Камчатской региональной национальной азербайджанской общественной организации «Азери» и состою в общественном объединении «Содружество». Это два разных объединения, но их цели и задачи во многом схожи. Мое первое знакомство с «Азери» произошло в 1994 году, когда я впервые побывал на собрании азербайджанской общины. Это объединение занимается сохранением национальной культуры и традиций среди проживающих на Камчатке уроженцев Азербайджана. Когда я окунулся в эту работу, я понял, насколько она нужна моим землякам, и стал активно помогать им. Вскоре мне предложили возглавить это объединение, и я согласился.
   За то время, пока мы работаем, сделано немало. Самое главное – мы наладили взаимодействие с представителями других национальных общин на Камчатке. Наша организация часто проводит творческие вечера, на которых мы рассказываем об азербайджанской культуре, об известных писателях и других творческих личностях. Активно работаем с молодежью, стараемся сохранить в них национальные традиции и семейные ценности. Все то, что заложила в меня моя семья, я стремлюсь передать молодежи, и очень рад, что мне удается сохранить этот уникальный опыт в последующих поколениях. 


      - Чем «Содружество» отличается от «Азери»?
   - «Содружество» включает в себя 30 национальных объединений, куда входят казаки, буряты, тувинцы, грузины, молдаване и представители других национальностей. Главная цель объединения – это гармонизации межнациональных отношений в регионе, а это возможно лишь при постоянном взаимодействии друг с другом. Поэтому мы стараемся чаще встречаться, проводить совместные мероприятия, сообща решать возникающие вопросы.
   Нередко люди переводят спорные ситуации в межнациональное русло и пытаются этим манипулировать. Я сразу пресекаю подобное поведение, потому что проблему нужно рассматривать объективно, без оглядки на национальность людей. И нам это удается, мы всегда находим решение по самым разным ситуациям. Могу даже похвастаться тем, что мне удалось сохранить несколько межнациональных семей, которые находились на грани развода. Ведь, когда люди молоды, да еще и воспитаны по-разному, легко совершить ошибку. И на этом этапе важно вовремя остановить человека от рокового шага, объяснить, как следует реагировать на разногласия в семье. Потому что семья – это самое главное в жизни человека, и создавать семью надо с одним человеком и на всю жизнь. 

рам 4.jpg


      - Судя по статистике разводов на Камчатке, сохранить брак удается немногим. Что, по Вашему мнению, является главным условием крепкой семьи?
    - Самое главное – уметь прощать, и несмотря ни на что, заботиться друг о друге. Все люди разные и характеры у всех разные, но даже самую злую душу можно смягчить искренней и настоящей заботой. На этом и держится крепкая семья. В моем понимании семья - это не только жена и дети, но и другие родственники, в том числе со стороны супруги. Поэтому для меня совершенно нормально заботиться о родственниках жены и помогать им. Мою семью тоже можно назвать интернациональной, моя супруга родом с Белоруссии. Несмотря на это у нас никогда не возникало серьезных конфликтов или разногласий. Правда, мы с ней оба лидеры, и часто спорим, но, как правило, по мелочам. А по важным вопросам, мы всегда приходим к единому мнению. 


      - И даже разница национальных культур не помеха для Вашей семьи?
    - Абсолютно не помеха. Дело в том, что с супругой мы познакомились в 1993 году, она работала в магазине, а я жил в общежитии неподалеку. Увидел ее, молодую красивую девушку, и решил познакомиться, а она проработала всего две недели и уволилась. Спустя год мы случайно увиделись и начали общаться, а через несколько лет поженились. Сыграли две свадьбы: одну на моей родине, в Азербайджане, вторую здесь - на Камчатке. У нас трое детей: сын учится в юридической академии в Москве, старшая дочь учится в Санкт-Петербурге, а самой маленькой дочке всего 4 годика. Семья у нас интернациональная, но оттого не менее крепкая и дружная. Мы вместе празднуем все праздники: и славянские, и азербайджанские. Моя супруга, к слову, прекрасно разбирается в блюдах азербайджанской кухни и с удовольствием их готовит. 

рам 1.jpg


     - Как она отнеслась к Вашему решению стать депутатом?
   - Она поддержала меня, хотя многие близкие сомневались в моем избрании. На самом деле у меня никогда не было цели стать депутатом. Когда в 2017 году стартовала предвыборная кампания, и кто-то из знакомых предложил мне выдвинуть свою кандидатуру, я решил попробовать. Моя реклама была скромной, всего два плаката возле ТЦ «Евразия» и в районе десятого километра. А большего мне и не надо было. Я с 2000 года живу на Моховой, и многие жители этого района знают меня в лицо. За это время не было ни одной ситуации, чтобы я отказал человеку в помощи, просто отмахнулся от чужой беды. Даже если я понимаю, что не могу решить вопрос самостоятельно, я всегда объясню, куда можно обратиться за помощью. 


     - Что для Вас депутатская деятельность?
    - Это возможность помочь людям, решить их проблемы. Не секрет, что депутаты лишены полномочий влиять напрямую на работу чиновников. Но мы можем делать это через официальные письма или запросы. Депутат, узнав о проблеме на округе, может обратить на нее внимание органов власти, и тем самым ускорить ее решение. И очень важно быть во взаимодействии с людьми, общаться с ними, понимать, что их волнует.
   Я очень люблю Петропавловск, это город, в котором я состоялся, здесь моя семья и работа. Мне хочется сделать его лучше, комфортнее для горожан. И никогда ничего не требую от местной власти, я могу лишь советовать сделать что-то, обратить внимание на проблему. Но если я сказал один раз, второй и безрезультатно, когда вижу, что меня игнорируют, могу проявить жесткость.


    - На что Вы как депутат обращаете внимание в городе?
   - Я часто езжу по Петропавловску, и смотрю, где и что можно сделать: где-то установить детскую площадку, где-то сделать ремонт во дворе. Не так давно ко мне поступило обращение с просьбой восстановить памятник – монумент скорбящей матери, который находится в районе 10 километра. Его установили еще в 1975 году, и было очевидно, что с тех пор его попросту забросили. Я обратился к земляками, попросил помочь с восстановлением монумента, привлек администрацию города. Мы быстро собрали необходимую сумму, на которую заменили облицовку, уложили новый кафель, покрасили ограждение. Сейчас есть идея сделать там аллею дружбы, с лавочками и газонами. Думаю, это станет прекрасным подарком жителям города. 



     - Говоря о работе на округе, какие задачи ставите на ближайшую перспективу?
   - Наш округ самый большой по протяженности, и работы на нем хватает. Ведется работа по ремонту дорог, решается вопрос об установке нескольких детских площадок в следующем году. Отдельное внимание заслуживает обстановка на микрорынке на 10 километре, за торговым центром «Десятка». Там жуткая антисанитария, с которой нужно что-то делать. Мы уже нашли подрядчика, который займется этим рынком, и надеемся он приведет его в порядок. Будем заниматься остановкой на 10 километре, конструкция которой не оставляет и шанса укрыться от камчатской непогоды. Проблемы есть и работы депутатам хватает. 


     - Какие задачи Вы считаете первостепенными для Камчатки? Что Вас волнует и беспокоит?
   - Самое главное – это создать такие условия, чтобы камчатская молодежь не стремилась отсюда уезжать. Наша молодежь – это главный ресурс для развития края, который мы должны удержать. Для этого надо наладить в регионе собственное производство. Сейчас, во многих отраслях откровенная разруха: и в сельском хозяйстве, и в животноводстве. Многие жители края не могут себе позволить красную рыбу, она стала слишком дорогим удовольствием. Я считаю, что надо поставить для рыбодобывающих предприятий условие привозить на берег часть улова и обеспечивать население рыбой по доступной цене.
    Немаловажный фактор – это доступное жилье. Не секрет, что цены на квадратные метры на Камчатке, неоправданно завышены. Купить молодым людям собственную квартиру на Камчатке просто нереально, и даже ипотека здесь не сильно помогает. Ведь заработка должно хватить и на ипотеку, и на квартплату, и семью одеть, обуть и накормить. Проблем в регионе хватает и ситуацию необходимо менять. На это уйдут годы, не один и не два, но постепенно ситуация изменится, надо только приложить усилия.


    - Работа, общественная и депутатская деятельность, большая семья. Наверное, при таких условиях времени на отдых у Вас почти не остается?
  - Остается, но немного. Я говорил уже, что вырос в деревне, где мы держали свое хозяйство, работали в огороде. Сейчас свое хозяйство мне заменяет собственный сад на даче, где я стараюсь проводить все свободное время. У меня на даче растут яблони, груши, сливы и абрикосы, полным ходом идет строительство дома. Раньше я держал хозяйство, но сейчас на это не хватает времени, очень много работы. 

рам 5.jpg    рам 6.jpg


     - О чем Вы мечтаете? Какие цели ставите перед собой, как депутат и человек, глава семьи?
   - Как и любой глава семьи я мечтаю, чтобы мои дети получили хорошее образование. И еще мне очень хочется, чтобы они не забыли свои корни, поддерживали связь с родственниками, помнили и соблюдали традиции, как белорусские, так и азербайджанские. Как депутат, я хочу сделать как можно больше для родного города, чтобы он был комфортным для людей. И одновременно, призываю горожан, беречь Петропавловск, жалеть его и любить как свое дите. Ведь многое зависит от нас самих: как мы будем относиться к родному дому, такой и будет наша жизнь в нем. 


  - Спасибо за интересную беседу.