Добро имеет свойство возвращаться

25.02.2020

Эти слова можно назвать жизненным кредо очередного героя нашей постоянной рубрики «Дума без галстука». Желание помогать людям и обостренное чувство справедливости когда-то привели его в адвокатуру, сейчас эти качества он в полной мере реализует благодаря депутатской деятельности. Знакомьтесь, депутат Городской Думы Петропавловска по второму избирательному округу Павел Сайдачаков.

- Расскажите немного о своей семье. Кем были Ваши родители, чем они занимались? 

- Родился и вырос я в Петропавловске. В семье нас трое сыновей, я самый старший из братьев. Отец всю жизнь ходил в моря, работал в «Акросе» сначала главным механиком, а затем заместителем главного инженера. Мама долгое время работала продавцом в ГУМе, а после рождения третьего сына ушла в декретный отпуск и больше на работу не выходила, решив полностью посвятить себя семье. 


- Наверное, к Вам, как к старшему сыну, в семье было особое внимание?
- Вы правы, приходилось во всем быть примером для младших братьев, особенно в учебе. Это очень дисциплинировало, тем более что родители у меня были строгие. За одни и те же шалости меня дома наказывали строже, чем других мальчишек наказывали их родители. Будучи ребенком, я обижался на эту «несправедливость», но сейчас понимаю, что родители были правы. Их строгость уберегла меня от многих необдуманных поступков, которые впоследствии совершили мои сверстники. 

Фото 1.jpg


- Каким Вы вспоминаете свое детство?
- Мне повезло, мое детство было по-настоящему счастливым. Как и многие дети того времени, все свободное время мы проводили на улице. Лазали по стройкам, бегали по гаражам, могли заигравшись разбить окно, за что естественно получали по заслугам. Отец хорошо зарабатывал, поэтому мы часто летали в отпуска, да и с игрушками проблем никогда не было. Я очень благодарен своему отцу – будучи на берегу, все свободное время он проводил с нами: учил кататься на коньках, ходил с нами на лыжи, старался научить нас всему, что умел делать сам. 


- По окончании школы Вы поступаете в морское училище на судоводителя. На этот шаг повлиял пример Вашего отца?
- Да, и это тоже. Я поступил на судоводителя в надежде вырасти до капитана. Работа отца была больше связана с техническим процессом – он был механиком, а меня привлекала возможность управлять судном. Помимо этого, я понимал, что, работая в море, смогу обеспечить достойную жизнь будущей семье. Все-таки мужчина – это, в первую очередь, добытчик. Учиться мне нравилось и учился я неплохо, но больше благодаря умению в нужный момент (как правило накануне сессии), собраться и сдать экзамен. Усидчивостью я не отличался. Трижды за время учебы ходил в море, чтобы наработать практику и при этом заработать – хотелось быть самостоятельным и финансово не зависеть от родителей. 

Фото 2.jpg


- Между тем, получив образование судоводителя, вы почти сразу поступили на юридический факультет. Чем было продиктовано это решение?
- Уже на последних курсах мореходки я стал отчетливо понимать, что морская жизнь не для меня. Я чувствовал, что пока нахожусь вдали от дома, настоящая жизнь проходит мимо, все самое интересное происходит где-то там, далеко, на берегу. А мне хотелось быть в гуще событий, общаться с людьми, постоянно куда-то двигаться. Кроме того, по складу ума я больше гуманитарий, меня всегда привлекали профессии, связанные с общением с людьми. Мои близкие с пониманием отнеслись к этому решению. Отец даже обрадовался – сказал, что хватит в семье и одного моряка. Тем более, он хотел, чтобы его дети имели не одно образование, причем в сфере, не связанной с морем. Работа моряка – это тяжелый труд, и он не желал детям подобной участи. Так, я поступил в Дальневосточный Государственный Университет на юридический факультет и через два года, окончив его досрочно, получил диплом юриста и стал работать адвокатом. 


- Помните свое первое дело?
- Помню, причем достаточно хорошо. Ситуация была следующая: на квартире собралась мужская компания, двое из находившихся распивали спиртное и в какой-то момент между ними произошел конфликт, переросший в драку. Один из дерущихся был работником УФСИН и, как выяснилось позже, до того случая уже проявлял свой вспыльчивый нрав, неоднократно избивая заключенных. Мой подзащитный подошел к потерпевшему и тоже ударил его ногой, после чего ушел спать. Куда бил и зачем - не помнил, но пока он спал второй участник драки задушил потерпевшего. Моего подзащитного обвинили в убийстве, но суд первой инстанции признал его виновным в причинении тяжкого вреда и назначил наказание в виде восьми с половиной лет лишения свободы. Мы подали жалобу и дело направили на новое рассмотрение. Уже при его пересмотре мне удалось доказать, что мой подзащитный не убивал потерпевшего и добиться для него оправдательного приговора. Ему зачли два года в следственном изоляторе и выпустили из-под стражи в зале суда. 

Фото 4.jpg


- Работа в адвокатуре нравилась?
- Нравилась, но она не приносила большого дохода – в этой сфере требуется время, чтобы наработать клиентскую базу. Друзья предложили заняться бизнесом – пассажирскими перевозками по городу, и я согласился. Постепенно бизнес стал отнимать все больше времени, и я принял решение уйти из адвокатуры и вплотную заняться пассажирскими перевозками. Но я ни разу не пожалел, что несколько лет проработал защитником. Благодаря этому, я узнал, как работает система изнутри и могу с уверенностью сказать, что она далека от совершенства. Это подтверждается и тем, что до сих пор в России процент оправдательных приговоров крайне низкий, менее 1 % от общего числа. В других странах этот показатель колеблется в пределах от 8% до 16 %. Фактически это означает, что в нашей стране правоохранительная система изначально имеет обвинительный уклон и любой человек, которому предъявили обвинение, в 99,9 % случаев будет осужден. Безусловно, это тревожный сигнал, который требует принятия соответствующих мер. 

 
- Пассажирские перевозки – сфера достаточно непростая. Как развивался Ваш бизнес? Было ли легко?
- В 2002 году, придя в пассажирские перевозки, я приобрел первые два пассажирских автобуса. Постепенно автопарк становился все больше и в 2005 году я организовал автотранспортное предприятие ООО «Джемини – Авто», которое работает до сих пор. Не могу сказать, что быть предпринимателем легко, особенно в России. В законодательство постоянно вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и строго соблюдать. Помимо этого, приходится регулярно общаться с контролирующими органами, из-за чего большинство предпринимателей в буквальном смысле слова погрязли в бесконечной переписке. Сегодня проверки проводятся по малейшему поводу, и эту проблему признают на уровне руководства страны. С другой стороны, под таким давлением предприниматели «крепчают», им приходится самостоятельно вникать в суть каждого вопроса, чтобы уметь отстоять свою правоту. 

Фото 5.jpg

- Предпринимательская деятельность оставляла время на личную жизнь?
- Мне удавалось совмещать! Со своей будущей супругой я познакомился в 2000 году, когда еще работал в адвокатуре. Мы много времени проводили вместе, несколько раз она даже приходила на заседание суда, чтобы посмотреть, как я работаю. Летом 2002 года мы поженились, а осенью того же года мне пришли первые два пассажирских автобуса. Таким образом, создание семьи в моей жизни совпало с началом предпринимательской деятельности. Спустя полтора года у нас родилась дочь, сейчас ей уже 16 лет. Есть сын, ему сейчас 7 лет. Я стараюсь проводить много времени с детьми, наверное, даже больше, чем мой отец приводил с нами. Если появляется свободный вечер, могу почитать книжку или сходить в кино. Люблю пешие прогулки, в отпуске стараюсь посещать выставки, музеи, набираться новых впечатлений. 


- На протяжении трех лет вы возглавляете «Камчатский транспортный союз». Чем занимается эта общественная организация, что уже сделано?
- В 2016 году возникла идея объединить городских перевозчиков, чтобы общими усилиями, сообща развивать пассажирские перевозки в городе. За время его существования главным результатом нашей работы стало то, что мы доказали экономически обоснованный тариф для пассажирских перевозок по городу. Перевозчики брали за проезд 25 рублей, хотя экономически обоснованная стоимость проезда должна была составлять 40 рублей. Этот тариф мы подтвердили детальными расчётами и необходимыми документами. До этого, мы на протяжении нескольких лет по сути работали себе в убыток. В таких условиях об обновлении автопарка не могло быть и речи. С принятием экономически обоснованного тарифа перевозчикам стали компенсировать разницу в стоимости проезда и их финансовое положение выровнялось. Это позволило нам повысить зарплату водителям и тем самым решить кадровый вопрос, потому как водителей катастрофически не хватало. Сейчас их работа достойно оплачивается, они получают весь социальный пакет, оплату проезда и больничных листов. В планах в ближайшие 3-4 года полностью обновить автопарк, чтобы по улицам Петропавловска ездили красивые, удобные и надежные автобусы. 

Фото 3.jpg


- Наверное, работа в общественной организации повлияла на Ваше решение заняться депутатской деятельностью?
- Можно сказать, что я плавно из общественников перешел в депутаты. Решил попробовать сделать что-то хорошее не только для городских перевозчиков, но и для всех жителей Петропавловска. Моя супруга сама долгое время проживала в районе 2-ого избирательного округа, поэтому о его проблемах я знаю не понаслышке. К сожалению, не все получается сделать, потому что проблем на округе очень много, а ресурсы наши ограничены. Говорить о каких-либо масштабных мероприятиях пока не приходится, но на точечные сигналы стараемся оперативно реагировать и помогать людям. Немаловажный фактор, что администрация города всегда идет нам навстречу и помогает в этой деятельности. В этом году запланирован ремонт дороги в районе улиц Бойко и Драбкина. Особое внимание депутатов нашего округа приковано к строительству ФОКа в районе Стадиона «Водник». Для жителей Ленинского района, я уверен, этот спортивный комплекс станет настоящим подарком.
Лично я говорю о втором избирательном округе с болью в сердце, потому что часто слышу от его жителей, что они брошены на произвол судьбы. Если в других районах Петропавловска ведется хоть какая-то работа – ремонтируют дороги, строят жилые дома и детские сады, то Ленинский район эти преобразования обходят стороной. Хотя это очень красивый район и перспектива для его развития есть. Но чтобы сделать его привлекательным для жизни, необходимо возродить инфраструктуру, и строительство ФОКа, я считаю, является важным шагом в этом направлении. 


- Что Вам как человеку дает депутатская деятельность?
- Я не люблю громких слов, но мне нравится помогать людям. Приятно осознавать, что можешь помочь человеку в решении его проблемы. Я думаю, что благодарность людей и ощущение своей нужности – это главные стимулы в работе депутата. Как и в работе адвоката, наверное, очень схожие ощущения. И я уверен, что чем больше делаешь хорошего, не важно кому: своим избирателям или даже совершенно незнакомым людям, это добро обязательно тебе вернется. Я в это искренне верю и жизнь не раз подтверждала это правило. 

Фото 6.jpg

- Существует мнение, что статус депутата дает человеку множество привилегий. Как вы относитесь к этому?
- Это большая глупость, не знаю, кто этот стереотип поселил в народе. Почти все депутаты Городской Думы Петропавловска-Камчатского работают на освобожденной основе, то есть бесплатно. При этом мы участвуем в заседаниях комитетов, сессиях, различных рабочих встречах и совещаниях, что отнимает немало времени. Мне кажется не каждый человек согласится тратить свое время безвозмездно. Кто-то может сказать, мол ты пошел в депутаты, чтобы лоббировать интересы своего бизнеса. Но весь мой бизнес регулируется федеральными законами, и моя прямая обязанность – эти законы соблюдать. У депутатов нет доступа к деньгам, мы не подписываем никаких документов, не проводим финансовых операций. Наша задача – донести до органов власти проблемы людей и проконтролировать их положительное решение.  Говоря откровенно, с того момента, как я стал депутатом, мои расходы стали только больше. Выделяемых государством денег на все не хватает, но люди идут, идут со своими проблемами в надежде, что им помогут. У кого-то умирает мать и требуется помощь, кто-то собирает средства на лечение ребенка. И я помогаю, в том числе из личных средств. Меня это не тяготит, потому что помогать людям надо. Если каждый из нас сделает хоть одно доброе дело, наша жизнь станет лучше. Я в этом уверен.